Главная страница > Новое на сайте > К чему привело слияние школ в Москве




 


 





 

 

 

 

 







Новое на сайте

<< Вернуться ко всем новостям

К чему привело слияние школ в Москве

Споры по поводу слияния школ в Москве начались сразу, как только стало об этом известно. Первые реорганизации начались в школах в 2012 году.






Родители были обеспокоены тем, что в результате такого объединения хорошая школа вынуждена будет «тащить на себе» плохую, они, конечно, переживали и недоумевали. Педагоги в «авторских» школах беспокоились о том, насколько можно обеспечить благоприятный школьный климат в такой сложной и масштабной конструкции.

Учителя сетовали на огромную нагрузку и вал отчетности. Сейчас, когда объединившиеся школы уже притерлись друг к другу, можно оценить, насколько реализовались цели слияния. Их формула была проста: детям — хорошие знания, учителям — признание, карьера и рост доходов. Социологи из Высшей школы экономики выяснили, как изменилась жизнь учеников и педагогов после создания в столице крупных образовательных комплексов.

В количественном выражении число школ сократилось с 1572 в 2012 году до менее чем 698 в 2015.

Исследования изменений проходили по семи основным критериям:

доступность образования,
качество обучения (в баллах ЕГЭ),
успеваемость детей,
кружки в школе,
настроения учителей,
профессиональный рост учителей,
готовность школы к диалогу с родителями.

Доступность качественного образования.

Позитивный результат: старшие классы стали более доступными.
Школы увеличили набор в десятые классы. 23% директоров образовательных комплексов в 2015 году заявили об открытии дополнительных старших классов.
Доступнее стали профильные классы. Это особенно важно: обучение в них повышает шансы успешно сдать экзамены и поступить в престижный вуз. Доля учеников профильных классов выросла с 81% от общего количества московских старшеклассников в 2013 году до 83% в 2015 году. Родители учеников школ, в которых появились такие классы, увидели рост качества обучения: «Нет претензий к преподавателям». Во многих комплексах разделение по профилям происходило открыто. Ученикам раздавали бланки заявлений, там были перечислены все направления, которые есть в подразделениях школы, каждый отмечал свои предрасположенности и вкусы. Потом уже на основе всего этого в подразделениях формировались лицейские классы.

И все же качественное образование стало доступно не всем. Так называемым обычным классам выделяют не лучших педагогов. Во многих школах сохраняется жесткий отбор в лицейские и профильные классы, на основе высоких оценок и портфолио. В наиболее востребованные профильные классы поступают самые сильные ученики, как правило, наиболее мощного подразделения комплекса или перспективные учащиеся из других школ. Эту ситуацию можно назвать эффектом бутылочного горлышка, через которое способны пройти только самые способные ученики. Те, кто не попал в такие классы, оказываются в худшей ситуации вдвойне. Во-первых, они не прошли отбор. Во-вторых, им достанутся учителя «второго ряда», поскольку лучших педагогов забрал лицейский сегмент. Распределение сильных учителей по принципу «лучших – к лучшим » вряд ли повысит качество образования по всему комплексу.

Качество обучения

Доля учеников, получивших на единых экзаменах низкие баллы (менее 30), убавилась с 8,4% в 2013 году до 5,3% в 2015 году. При этом доля двоечников уменьшилась с 3,7% до 1,9%. Но, серьезного роста результатов нет. Средний бал ЕГЭ по русскому языку и математике в московских школах почти стабилен. По русскому языку он увеличился с 70 до 71 балла, по математике — уменьшился с 57 до 55 баллов.

Достижения учеников

Позитивный результат: многие школы подтянули свои слабые подразделения. Предполагалось, что слияние школ поможет повысить качество образования: сильные структурные подразделения способны подействовать на более слабые. В ряде школ это произошло. К сожалению, не во всех. И даже не в большинстве. Успехи учеников в разных подразделениях по-прежнему сильно различаются. Как показало независимое тестирование Московского центра качества образования в 2014/2015 учебном году, одни подразделения далеко впереди, другие отстали. Типичен кейс образовательного комплекса, в котором очень велик разброс оценок по математике. В одном – положительные оценки в четвертых классах получили 82% учеников. В двух других СП того же комплекса — 96% и 100%. В седьмых классах ситуация еще хуже. В подразделении-аутсайдере — 44% положительных оценок против 78% и 56% в двух других СП.

Тест по химии в девятых классах выявил еще больший разрыв. Доля положительных оценок в слабом подразделении — 50%, из них «4» и «5» получили 17% учеников. В двух других СП написали тест без двоек 83% и 100% девятиклассников; 28% и 65% учащихся получили «4» и «5».

В итоге 40% выпускников девятых классов подразделения-аутсайдера уходят из школы в техникумы и колледжи. В СП-отличнике покидают школу лишь 20% их ровесников.

Кружки и секции в школе

Позитивный результат: дополнительное образование расширилось.
Развитие детских талантов было еще одной задачей реорганизаций. Доля детей, охваченных дополнительным образованием в школе, выросла с 64% до 80%.
Проблемы: кружки доступны не для всех.
Доля учеников, посещающих бесплатные занятия, не увеличилась. Дело в том, что стало больше платных занятий. Такое дополнительное образование многим семьям — не по карману.

Самочувствие и настрой педагогов

Позитивный результат: педагоги считают свои школы более конкурентоспособными с точки зрения заработной платы.
Учителя образовательных комплексов оценивают свои школы выше, чем их коллеги из обычных заведений.
В укрупненных школах учителя реже занимаются репетиторством (14,7% против 25,8% в обычных школах) и другими дополнительными работами (9,8% против 20,6% в обычных школах).
Тем не менее, у учителей остается много поводов для недовольства.
Они чаще говорили о чрезмерной занятости. Так, на увеличение отчетности сетовали 53,9% респондентов из укрупненных школ и 41,6% из обычных. Это влияет на самоощущения учителей.
35% педагогов негативно оценили слияние школ. Основные причины недовольства: недостаточный социальный пакет, медицинское обслуживание, низкая зарплата, больше работы с трудными учениками и сложные отношения с начальством.

Учителя считают, что их заслуги часто не признаются. Многие убеждены, что стоит поощрять не только тех, кто обеспечивает высокие достижения отличников, повышая тем самым рейтинг школы, но и тех, кто добивается прогресса у сложных учеников. Однако управленцы часто «не слышат голоса учителей» и получают сигнал уже тогда, когда он «достигает агрессивной громкости».

Профессиональный рост учителей

В образовательном комплексе педагоги больше учатся друг у друга, больше профессионально растут. В комплексе, как в более широкой среде, больше возможностей проявить инициативу и продвинуться в карьере. Возникающее педагогическое лидерство вдохновляет и других учителей.
В то же время профессиональное развитие сочетается с увеличением обязанностей, которые часто не оплачиваются.

Диалог с родителями

Позитивный результат: школы стали более открытыми. Родители лучше информированы о событиях в школе. Больше директоров в 2015 году отметили, что информация для родителей размещается в социальных сетях, рассылается посредством sms и электронной почты. Таким образом, руководители школ заботятся об имидже организации, ее представлении во внешнем сообществе.
Обратная сторона медали: директора малодоступны. Из-за высокой нагрузки и занятости время у директоров комплексов расписано по минутам. В результате личные встречи руководителей школ с родителями сократились — 53,2% в 2015 году против 64,1 в 2013 году. В лучшем случае, директора доступны для родителей по предварительной записи.


Авторы исследования: Надежда Бысик, аналитик Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ; Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ; Наталья Дербишир, аналитик Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

ТЕГИ: дети, доступность руководства школ, качество образования, кружки, лицейские классы, оценки учителей, результаты слияния, родители, секции, слияние школ в Москве

Опубликовано: 2016-11-04 01:17:47
   
© 2002-2024
Планета образования
www.planetaedu.ru
Ваши предложения мы ждем по электронной почте
webmaster@planetaedu.ru
и по телефону: +7 (495) 545 63 67
Размещение рекламы
info@planetaedu.ru
Телефон: +7 (495) 545 63 67
Renew Design Сделано в Renew