Главная страница > Статьи > Марина Машкова:«В долгосрочной перспективе мы хотим, чтобы Физтех-лицей стал всероссийским методическим центром основного и среднего общего образования»




 


 





 

 

 

 

 







Новые статьи

Марина Машкова:«В долгосрочной перспективе мы хотим, чтобы Физтех-лицей стал всероссийским методическим центром основного и среднего общего образования»

Автор: Инна Сухарева

Беседа с Мариной Машковой, директором АНОО «Физтех-лицей» имени П.Л. Капицы в г. Долгопрудный состоялась в период карантина, введенного в связи с пандемией вируса. В это непростое время многие процессы, в том числе образовательные, пришлось существенно перестраивать, а запланированные мероприятия проводить в онлайн-режиме. Как в сложившихся условиях удалось наладить работу коллективу известного учебного заведения?









Расскажите, пожалуйста, о том, как протекает учебный процесс в Физтех-лицее в сложившихся обстоятельствах. Сильно ли страдает привычный ритм обучения и преподавания в условиях введенных ограничений? Какой формат работы вы сумели наладить, и как реализуете намеченные проекты?

В этом году мы, как и все остальные, столкнулись с определенными трудностями — из-за пандемии коронавируса ряд запланированных мероприятий не может быть проведен в очном формате, но кое-что из намеченного на весну этого года мы все же успели сделать. Например, при активном участии Центра развития ИТ-образования МФТИ провели онлайн-фестиваль по спортивному программированию RuCode, организовали для учащихся интенсивы по информатике с учетом методик лицея. Продолжить эти мероприятия, скорее всего, получится осенью, когда стабилизируется ситуация. Также мы согласились участвовать в организации проектов в сфере среднего образования в городе Черноголовка Московской области, в связи с переходом на дистанционное обучение открыли все материалы проекта «Наука в регионы» в режиме онлайн и запустили проект вебинаров-интенсивов лицея с целью помочь учащимся 11-х классов подготовиться к сдаче ЕГЭ. В ходе онлайн-занятий наши преподаватели уделяют внимание как теоретической части, так и разбору основных методов решения задач. В целом, мы трудимся над организацией курсов по всем предметам, которые нужны выпускникам школ для поступления в МФТИ. Принято решение создать на сайте Физтех-лицея специальный раздел для открытой видеопрезентации потенциальных научных руководителей школьных проектов и кружков. Кто именно из них начнет работу в следующем учебном году, решат сами школьники.



В свое время Физтех-лицей ведь и создавался ради целенаправленной подготовки для поступающих в МФТИ?

Физтех-лицей был создан в 1991 г. по инициативе МФТИ. Изначально обучение в нем было организовано так, чтобы отдавать воспитанникам все самое лучшее, что есть в российском образовании. Предусматривалось создание большого числа факультативов, кружков; педагогам вменялось в обязанность помогать учащимся определиться с выбором профессии и в соответствии с этим выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ученика; особое внимание уделялось выработке у учащихся умения трудиться в команде. В созданную школу сразу были набраны два класса: первый и седьмой. Сначала занятия для первоклассников проводили в Доме пионеров, а для семиклассников — в аудиторном корпусе МФТИ. Позже школу переводили в здания то городского техникума, то детского сада. В итоге, эти временные меры растянулись на целых 16 лет, но и в таких условиях огонь физтеховского школьного образования продолжал теплиться, несмотря ни на что.



Когда для Физтех-лицея наступили лучшие времена?

Переломным в его истории стал 2009-й год, когда была принята стратегия дальнейшего развития «Традиции — таланты — технологии». В фундамент учебно-воспитательного процесса лицея заложены традиции МФТИ, задающие направление развития обучающихся и определяющие их ценностные ориентиры. Мы стараемся поддерживать взаимосвязь семьи и школы на основе общих взглядов на воспитание у педагогов и родителей. Поддержка талантов подразумевает предоставление учащимся возможности пройти уникальный путь развития и найти свое призвание. Мы используем современные методики образования в повседневной жизни лицея, при освоении естественно-научных дисциплин и информатики опираемся на практическую деятельность.

В ноябре 2012 г. на заседании Наблюдательного совета АСИ, прошедшего под председательством Владимира Путина, по направлению «Социальные проекты» был одобрен проект «Физтех XXI: Школа — Университет — Лидер». А в сентябре 2014 г. Физтех-лицей переехал в новое здание, и ему присвоили имя П.Л. Капицы.

Очередной вехой развития лицея стал 2017-й год. В потенциал и перспективность нашего учебного заведения поверил негосударственный институт развития «Иннопрактика», целью которого является содействие росту национального человеческого капитала как одного из основных элементов инновационной экономики России. Благодаря поддержке началось распространение практик лицея по линии проекта «Наука в регионы».



В чем заключается знаменитая «система Физтеха», на основе которой вы ведете обучение?

В рамках этой системы подготовка учащихся осуществляется научными работниками базовых институтов на современном оборудовании, используемом для решения реальных исследовательских задач, ведется индивидуальная работа с учениками в соответствии с их способностями и запросами, практикуется участие каждого учащегося в научной работе. У нас трудятся замечательные учителя со всей страны, большинство из них имеет высшую квалификационную категорию, многие являются почетными работниками общего образования РФ, кандидатами наук. Двое учителей — абсолютные победители Всероссийского конкурса «Учитель года».

Поскольку обучение ведется совместно с преподавателями и научными сотрудниками МФТИ и других московских вузов, лицеисты входят в научные коллективы лабораторий институтов, участвуют в инновационных разработках, проектной деятельности, олимпиадном движении. Мы развиваем у них потребность в получении знаний и выработке умений, поощряем творчество в любом его проявлении, формируем целостное научное мировоззрение, учим взаимодействовать с социумом, воспитываем патриотизм.

Нынешняя материально-техническая база лицея соответствует высокому современному уровню. В сотрудничестве с лабораториями МФТИ обучающиеся осваивают специальности геномного инженера, нейротехнолога, нейромоделиста. Ученики лицея стали призерами в компетенции «Нейропилотирование» на II Национальном чемпионате WorldSkills Hi-Tech и на Национальном чемпионате профессионального мастерства среди школьников JuniorSkills в мае 2016 г. Участие наших воспитанников в олимпиаде «Кружкового движения НТИ» в марте 2020 г. увенчалось дипломами победителей и призеров по направлениям «Геномное редактирование», «Нейротехнологии и когнитивные системы», «Информационная безопасность». С 2016 г. лицей — партнерская площадка инженерной Олимпиады НТИ («Национальная технологическая инициатива»).

Лицей активно участвует в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах. В период с 2015 по 2019 гг. наши ученики получили 306 дипломов победителей и призеров региональных олимпиад, 31 диплом победителя и призера заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, завоевали 23 медали на международных олимпиадах. В 2019 г. лицеистов наградили золотыми медалями за успехи в астрономии и астрофизике в Румынии и на естественнонаучной олимпиаде юниоров в Катаре. Все наши выпускники поступают в вузы, более 75% становятся студентами МФТИ.

В период с 2014 по 2020 гг. Физтех-лицей четырежды возглавил рейтинг школ Московской области, вошел в топ-10 школ рейтинга конкурентоспособности выпускников, стал одним из пяти лучших школ России по естественно-научному образованию, по данным агентства «РАЭКС-Аналитика».



После успешного проведения первых смен Всероссийский образовательный проект «Наука в регионы» получил несколько грантов от Фонда президентских грантов на развитие гражданского общества. Расскажите, пожалуйста, об участии в нем Физтех-лицея.

Масштабный проект «Наука в регионы» стартовал в феврале 2017 г. по инициативе ФРФШ, Физтех-союза, МФТИ и Физтех-лицея. Изначально он получил поддержку от негосударственного института развития «Иннопрактика», а после успешного проведения первых смен — несколько грантов от Фонда президентских грантов на развитие гражданского общества. Проект предусматривал программу двухнедельного выездного обучения при МФТИ для старшеклассников и их учителей с целью поддержки талантов по «системе Физтеха». Его организаторы разработали уникальные обучающие материалы по физике, математике, информатике, химии и биологии с учетом методик, применяемых преподавателями МФТИ при подготовке учеников к олимпиадам и сдаче ЕГЭ. Итогом стало массовое открытие в 2018 г. по всей России кружков естественнонаучной направленности и создание системы мониторинга и поддержки региональных школ, принимающих участие в данном проекте. Педагоги лицея непосредственно участвовали в проведении занятий как по профильным дисциплинам, так и по остальным предметам, обеспечивая непрерывность обучения учащихся, уехавших на период смены из своих образовательных учреждений. В настоящее время работа по проекту продолжается, в текущем году мы опробуем разработанные методики уже в онлайн-формате.



Поделитесь, пожалуйста, своей профессиональной мечтой и планами реализации проектов на площадке Физтех-лицея.

Мы хотим создать на нашей базе всероссийский центр школьного образования, в рамках которого сможем проводить проектные и предметные (профильные, олимпиадные) обучающие смены для школьников из Московской области и других российских регионов. В 2023 г. планируется сдача Технопарка на базе Физтех-лицея. Это усовершенствует материально-техническую базу и позволит привлекать к работе с учащимися ведущих специалистов из разных отраслей науки. Уже сейчас на нашей платформе реализуются региональные и областные программы по поддержке талантливых детей.

В рамках сотрудничества с Министерством просвещения этой весной мы проводили курсы повышения квалификации по информатике, математике и технологии «Инновации в регионы!» для учителей из регионов. Отдельным крупным проектом остается подготовка совместно с МФТИ и Фондом президентских грантов к чемпионату мира по программированию ACM ICPC.

Что касается мечты, то у нас есть задумка реорганизовать курс «Технологии» как аналог системы «сквозных технологий». Можно привести конкретные примеры. Преподаватели кружка космической съемки договорились с учителями начальной школы и провели в рамках предмета «Окружающий мир» интерактивное занятие «Как посмотреть на Землю со спутников» для учащихся 3–4-х классов. Для более старших классов планируются занятия по математике «Парабола и ее параметры», а также по физике «Параболическая антенна, частоты приема и передачи» в целях ознакомления с технологией производства приемной антенны, доступной для наших учеников. Это помогает школьникам увидеть и осознать, как важно изучать академические предметы для осуществления прикладной деятельности в реальном мире!

Как видите, планов у нас немало, ну а в самой долгосрочной перспективе мы хотели бы, чтобы наш лицей стал всероссийским методическим центром основного и среднего общего образования. Происходящие в мире изменения мы воспринимаем как посыл к очередному этапу собственного развития и совершенствования, а значит, будем двигаться вперед, инициировать и воплощать в жизнь новые проекты, осваивать актуальные форматы, внедрять в процесс обучения инновации и, конечно же, продолжать искать, воспитывать и развивать талантливых учеников.

ТЕГИ : Марина Машкова: «В долгосрочной перспективе мы хотим, чтобы Физтех-лицей стал всероссийским методическим центром основного и среднего общего образования»

Как правильно выбрать школу для ребенка?
Индивидуальное консультирование родителей



Опубликовано: 7 мая 2020 года



   
© 2002-2020
Планета образования
www.planetaedu.ru
Ваши предложения мы ждем по электронной почте
webmaster@planetaedu.ru
и по телефону: +7 (495) 545 63 67
Размещение рекламы
info@planetaedu.ru
Телефон: +7 (495) 545 63 67
Renew Design Сделано в Renew