Главная страница > Статьи > Надо ли учиться после тридцати?




 


 





 

 

 

 

 







Новые статьи

Надо ли учиться после тридцати?

Автор: Евгения Полякова

Меня всегда умилял вопрос: "А ты на кого учишься?" На мой взгляд, он демонстрирует не столько непонимание процесса, сколько взгляд на обучение как на неизбежное зло, повинность, которую надо отбыть ради четко определенной цели - диплома или сертификата. Причем предполагается, что специальность по диплому более или менее точно соответствует и призванию, и месту работы. До середины 80-х годов у большинства обладателей дипломов о высшем образовании было два основных варианта дальнейшего развития. Те, кто решал делать научную карьеру, поступали в аспирантуру и защищали диссертацию (большинство кандидатскую, а некоторые и докторскую), у остальных дальнейшее образование ограничивалось курсами повышения квалификации и Университетом марксизма-ленинизма. Если учесть, что большинство студентов-первокурсников составляли вчерашние школьники, подростки 17 - 18 лет, поступившие в институт под давлением родителей, то об осознанном выборе специальности говорить не приходилось. А к 30 - 35 годам, когда человек становился достаточно зрелым, чтобы понять, что является его истинным призванием, возможность получения дальнейшего образования резко ограничивалась. Экономически в эпоху бесплатного образования продолжать учить готового работника государству было не под силу, а большинство работников не считали это экономически целесообразным. Общественная мораль услужливо поддерживала эту точку зрения: на великовозрастных учеников смотрели как на чудиков, существовал и возрастной ценз для получения высшего образования - 45 лет.

К концу 80-х годов новые экономические и политические реалии изменили отношение к образованию. Большинство людей с уже имеющимся формальным образованием иногда добровольно, а чаще вынужденно бросились получать дополнительные знания: оканчивать бухгалтерские курсы, получать второй диплом в области экономики, права, маркетинга и менеджмента. Наибольших успехов добились те, кто понял, что на необходимость получать дополнительные или даже абсолютно новые знания и профессиональные навыки надо смотреть не как на зло, а как на подарок судьбы. Под давлением внешних обстоятельств многие "младшие" и "старшие научные сотрудники" вырвались из рутины бессодержательной, малооплачиваемой работы и смогли реализовать свой творческий потенциал в самых неожиданных областях. Современная сфера услуг, в том числе розничная торговля и страхование, на 80% состоит из таких бывших "неудачно выбравших первое высшее образование", сумевших преодолеть себя и обстоятельства, обучиться новой профессии. Например, среди моих коллег - работников страховой индустрии - есть представители самых разных профессий, от педагогов до металловедов.

Современные исследователи говорят о том, что люди, входящие на рынок рабочей силы в первой декаде нового тысячелетия, должны быть готовы к пяти-шести изменениям в карьере в течение жизни. Скорость изменений внешней среды несказанно увеличилась. Одновременно расширились наши представления о возможностях самореализации как по горизонтали (глобализация), так и по вертикали ("в сорок лет жизнь только начинается"). Это коренным образом изменило природу взаимоотношений между нанимателем и наемными работниками. Старая система отношений между этими двумя основными фигурами на рынке труда носила патерналистский характер: работник трудится на благо фирмы, проявляет лояльность к нанимателю; наниматель в свою очередь обеспечивает определенную финансовую и социальную защиту своих сотрудников. Сегодня природа психологического контракта между нанимателем и наемным работником принципиально иная. Все чаще на вопрос: "На кого ты работаешь?" - человек отвечает: "На себя". Он подбирает место работы в зависимости от личных обстоятельств и современной экономической ситуации и заранее знает, что "это" не на всю жизнь. Следовательно, в задачу нанимателя входит создание такой системы мотивации, чтобы при прочих равных условиях в эпоху жесточайшей конкуренции ценный работник выбрал именно его. А в задачу наемного работника входит приобретение и постоянное обновление профессиональных знаний и навыков, которые сделали бы его устойчиво востребованным на рынке труда и защитили от превратностей рыночной экономики. И то и другое требует разветвленной системы образования, обучения.

В последнее время стремительно развивается наука андрагогика (от "андрос" (греч.) - взрослый муж), занимающаяся спецификой образования взрослых. Взрослые, в отличие от детей, большие прагматики и мотивируются тем, что им полезно. Однако часто взрослый человек не может заранее оценить, пригодятся ли ему преподаваемые знания в будущем. Здесь у нанимателя есть большой простор для создания у своего сотрудника нужной ему, нанимателю, мотивации обучения на возможно более раннем этапе. Более общая, принципиальная мотивация к постоянному повышению своего профессионализма существует у большинства читателей вашего уважаемого издания.



Страницы: 1 | 2 | >>
   
© 2002-2024
Планета образования
www.planetaedu.ru
Ваши предложения мы ждем по электронной почте
webmaster@planetaedu.ru
и по телефону: +7 (495) 545 63 67
Размещение рекламы
info@planetaedu.ru
Телефон: +7 (495) 545 63 67
Renew Design Сделано в Renew