|
|
|
||||||||
Итоги первого года введения устной части в ЕГЭ по английскому языку: успехи, проблемы, эффективные методы подготовки Автор: Андрей Валентинович Мишин Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле… Аристотель Английский язык, являясь практической дисциплиной, ориентирован на овладение различными способами его использования в различных сферах коммуникации и видах деятельности. Согласно школьным стандартам выпускники общеобразовательных организаций должны достичь порогового уровня В1 иноязычной коммуникативной компетенции (терминология Совета Европы) при обучении на базовом уровне и превысить его при обучении на профильном уровне, достигнув уровня B2. C прошлого учебного года в ЕГЭ по иностранным языкам появился раздел «Говорение». Данный раздел выделили в отдельный экзамен: 17 и 18 июня 2015 года вся страна говорила на четырёх иностранных языках. Весь прошедший учебный год мы вели подготовку: объясняли на примере демоверсии тонкости, спорили о критериях оценивания, пытались разобраться с технической стороной экзамена. Федеральный Центр тестирования опубликовал долгожданный тренажёр для участников ЕГЭ на сайте официального информационного портала ЕГЭ. Работы хватило всем: и учителям, и детям, и родителям, и чиновникам! И вот экзамены завершились, и завершились успешно, ребята показали свои сильные стороны. Федеральные и региональные статистические данные подтвердили, что ребята достойно выдержали испытание устной частью на ЕГЭ в 2015 году. Напомним, что устная часть экзамена 2015 года включала в себя 4 задания со свободно конструируемым ответом: 1) задание 1 базового уровня сложности чтение фрагмента информационного или научно-популярного, стилистически нейтрального текста; 2) задание 2 базового уровня сложности условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку); 3) задание 3 базового уровня сложности создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку); 4) задание 4 высокого уровня сложности создание монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий). Однако учителям и выпускникам еще многое предстоит сделать, чтобы развивать умения говорения. Попробуем разобрать типичные ошибки, встречающиеся в каждом из четырех заданий, дать советы эффективной подготовки к сдаче ЕГЭ в 2016 году. Задание 1 (оценивается в 1 балл) достаточно часто представляло сложность для выпускников: ребята испытывали сложность как в чтении отдельных слов, так и в целом в умении прочитать смысловые части предложенных текстов. Важно обратить внимание на следующие моменты при обучении чтению вслух: необходимо правильно произносить звуки в словах, не допуская искажения смысла слова: [θ] — [s] think — sink [w] — [v] wet — vet [ɔ:] — [ɜ:] walk — work [iː] — [ɪ] heat — hit правильно произносить все звуки, особенно [ð], [θ], [w], [ŋ], [ɜː]; владеть правилами чтения и знать исключения из правил; не оглушать конечные звонкие согласные: place — plays; правильно ставить ударение в многосложных словах: alive, energy; произносить связующее [r]; соблюдать фразовое ударение: выделять голосом ударные слова (существительные, прилагательные, наречия, числительные, смысловые глаголы, вопросительные и указательные местоимения), не выделять голосом неударные слова (вспомогательные глаголы, модальные глаголы, глагол to be, предлоги, частицы, союзы, артикли, личные и притяжательные местоимения), помнить, что в неударных словах гласные звуки редуцируются; правильно расставить паузы, т. е. разделить текст на смысловые группы (отрезки) и прочитать их с правильной интонацией; владеть логическим ударением, т. е. выделять голосом одно из слов предложения (даже неударное слово) для усиления его смысловой нагрузки; правильно оформлять каждое предложение интонационно в соответствии с его коммуникативным типом; соблюдать средний темп чтения: экзаменуемому дается 1,5 минуты, чтобы прочитать текст из 140–180 слов. Решение обозначенных выше проблем возможно, если учитель системно уделяет внимание вопросам обучения чтению вслух на своих уроках и факультативах, начиная с начальной школы. Можно посоветовать коллегам следующее: выделить время для работы над фонетикой; в качестве домашнего задания предлагать ребятам подготовить из открытого Банка заданий чтение 1–2 абзацев вслух; чаще читать учебные тексты вслух и анализировать ошибки, сочетая фронтальный и/или индивидуальный разбор ответа ученика; внедрить в практику обучения задания на неподготовленное чтение (записывая ответ ребят на диктофон); системно осуществлять контроль фонетического чтения формата ЕГЭ в форме зачёта (объем 150–160 слов). Прекрасным подспорьем в работе для учителя могут стать УМК Издательства «Просвещение» «Английский в фокусе» и «Звездный английский». Все тексты для чтения, предлагаемые в учебниках, имеют звуковое сопровождение, которое бесплатно выложено на сайте издательства. В ходе работы над данными текстами учитель может порекомендовать ребятам прослушать и отработать технику чтения того или иного учебного текста. Задание 2 (оценивается в 5 баллов) вызывало трудность у ребят, которые не смогли грамотно, в первую очередь с грамматической точки зрения, задать пять прямых вопросов. В данном задании, как и в последующих, важно понять «правила игры», расставить предварительно акценты, чтобы избежать различных ошибок. Можно порекомендовать учащимся следующую схему выполнения данного задания: во время подготовки задания: прочитайте инструкцию к заданию; убедитесь, что вы понимаете, о чем именно необходимо спросить в каждом вопросе; решите, какой тип вопроса (общий или специальный) необходимо задать в каждом случае; сформулируйте вопросы, соблюдая порядок слов, характерный для каждого типа вопроса; помните, что время подготовки задания ограничено 1,5 минутами. во время выполнения задания: формулируйте вопросы, обращая внимание на порядок слов в вопросительном предложении; произносите вопросительные предложения с правильной интонацией; используйте разнообразную лексику, соответствующую предлагаемой ситуации; помните, у вас есть 20 секунд, чтобы задать каждый вопрос. При обучении можно рекомендовать задание, которое поможет избежать однотипные вопросы и ликвидировать типичные ошибки: Соотнесите части А и В (в некоторых случаях возможны несколько ответов). A B Distance How long….? Duration How much does it cost? Price What is the price? How far is the ……? Задание 3 (оценивается в 7 баллов) вызвало интерес у ребят. Многие выпускники показали хорошие знания и умения при описании фотографий. Хочется предложить учителям и ребятам следующую схему-памятку успешного выполнения задания 3: Внимательно прочитайте инструкцию и задание. Выберите одну фотографию. У вас есть 1,5 минуты, чтобы подумать и начать ответ. Говорите в течение всего времени, которое вам отводится. На выполнение задания вам даётся 2 минуты. Логично выстраивайте свой ответ, используя фразы, соответствующие теме. Используйте вступительные и заключительные фразы. Правильно используйте средства логической связи. Не следует: Отвлекаться и волноваться, если не знаете каких-то слов, описывать все объекты на фотографии, использовать фразы, которые не соответствуют теме. План ответа при описании фотографии теперь выглядит следующим образом: In your talk remember to speak about: where and when the photo was taken; what/who is in the photo; what is happening; why you keep the photo in your album; why you decided to show the picture to your friend. Какие фразы можно предложить учащимся при описании фотографий новой опции задания? I keep this photo in my album because I think it is the best picture I’ve ever taken in my life. this place is breathtaking, every time I look at it, I think of the most beautiful moment(s) in my life. Задание 4 (оценивается в 7 баллов) — задание высокого уровня сложности: выпускнику необходимо было создать монологическое тематическое высказывание с элементами сопоставления и сравнения с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий). Типичные ошибки, допущенные выпускниками при выполнении задания 4: не сравнивают, а просто описывают сюжет двух картинок; вместо краткого описания фотографий дают подробное описание; не выделяют общие и отличительные характеристики фотографий; дают по одной фразе на каждый пункт плана; не выражают свое отношение к картинкам; не формулируют вступительную и заключительную фразы; допускают фонетические и лексико-грамматические ошибки в ответе. Важно понимать, что это единственное задание высокого уровня сложности в устной части экзамена. Поэтому требования к высказыванию значительно возрастают: предложения должны быть разнообразными по структуре, экзаменуемый должен продемонстрировать хороший темп речи, умение продуцировать грамотное и связное монологическое высказывание. Следует придумать типичные фразы и предложения для вступления и заключения, а также продумать логические переходы при описании фотографий (слова-связки, союзы, устойчивые выражения); очень полезна будет запись рассказа учащегося на диктофон. В помощь учителям и ребятам мы совместно с издательством «Просвещение» подготовили специальное пособие «Английский язык. Единый государственный экзамен. Устная часть». Цель данного пособия — помочь учащимся ознакомиться с содержательной и организационно-технологической сторонами раздела «Говорение» и выработать стратегии для успешной сдачи устной части Единого государственного экзамена. Пособие содержит 5 вариантов для подготовки к устной части экзамена, первый из которых подробно разбирается и комментируется автором. В основной части пособия учащиеся смогут получить советы по подготовке к каждому из четырёх заданий экзамена, найти и выучить стандартные фразы устного высказывания, а также разобраться с критериями оценки ответов. Во второй части книги представлен полезный справочный материал. Для пособия разработано электронное приложение-тренажёр, которое можно найти в электронном каталоге на интернет-сайте www.catalog.prosv.ru, бесплатно скачать и установить при помощи индивидуального серийного ключа, который указан на карточке внутри данного пособия. В заключении хочется отметить, что модель устной части ЕГЭ по английскому языку и предлагаемые форматы заданий позволяют контролировать достижение обучающимися запланированных уровней коммуникативной компетенции и решить те проблемы, которые в своё время обусловили исключение устной части из ЕГЭ. Эта модель позволяет оценить иноязычную коммуникативную компетенцию выпускников достаточно полно и объективно. Более того, она открывает новые возможности развития способов и средств оценивания и способна оказать положительное влияние на содержание процесса обучения. | ||||
|
|