Главная страница > Статьи > Художественная литература как инструмент развития личности ребенка




 


 





 

 

 

 

 







Новые статьи

Художественная литература как инструмент развития личности ребенка


Сейчас очень многие говорят о раннем развитии детей. О том, что начинать «формировать личность» ребенка можно чуть ли не с первого месяца жизни. Отсюда – огромное количество авторских развивающих программ, центров раннего развития, подробных иллюстрированных руководств для родителей и воспитателей, посвященных вопросу взращивания маленьких гениев.

Специализированные компании предлагают купить стенды для детского сада с возможностью интерактивного взаимодействия, наглядные пособия и другие инструменты эффективного представления информации.

Но, увлекшись техническими новшествами, так легко забыть о таком простом и невероятно действенном методе воспитания нравственных и умственных качеств, как художественная литература.

О важности роли литературы в процессе становления личности, о важности приобщения детей с самого раннего возраста к красоте родной речи говорили К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский и многие другие психологи, лингвисты, педагоги.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В ярких и красочных образах литература открывает ребенку удивительный мир природы и закономерности жизни общества, всю палитру человеческих чувств и сложностей.

Развивается образное, художественное, абстрактное мышление, ребенок учится выражать свои мысли.

К тому же качественная художественная литература обеспечивает развитие речи на том уровне, какой не могут обеспечить никакие другие инструменты, приспособления и пособия. А ведь именно грамотная, связная и красивая речь является одним из признаков гармоничной, сложившейся личности.

Приобщать малыша к художественному слову можно начинать с самого раннего возраста. Конечно, не стоит читать ребенку «Войну и мир» (многие произведения русской классики и взрослый-то не всякий может осилить); выберите что-то максимально соответствующее уровню его развития и восприятия.

В программу обязательно нужно включить литературу разных жанров, поскольку каждый из них имеет свое, особое воздействие на личность ребенка.
1. Рассказы дают понимание красоты лаконичного и точного слога.
2. Поэзия развивает образность речи, музыкальность и чувство ритма.
3. Народные сказки представляют собой настоящую сокровищницу родной речи, показывают меткость, выразительность, образность языка.

Конечно, немаловажна в этом процессе и роль учителя (воспитателя). Дети дошкольного возраста в большинстве своем еще не могут полноценно читать сами – они слушатели, а не читатели. А потому художественное произведение могут воспринимать только через призму чтения. И от того, насколько выразительно, насколько эмоционально педагог будет преподносить этот бесценный учебный материал, зависит и то, какое влияние окажет художественное слово на личность ребенка.

Литература – действительно мощный воспитательный инструмент. Но работает он только в умелых руках, и потому зачастую уступает место более универсальным методикам, которые не требуют приложения собственных переживаний и чувств воспитателя.





   
© 2002-2024
Планета образования
www.planetaedu.ru
Ваши предложения мы ждем по электронной почте
webmaster@planetaedu.ru
и по телефону: +7 (495) 545 63 67
Размещение рекламы
info@planetaedu.ru
Телефон: +7 (495) 545 63 67
Renew Design Сделано в Renew