Главная страница > Статьи > Арт-образование: направления, особенности, перспективы. Арт-образование в XXI веке




 


 





 

 

 

 

 







Новые статьи

Арт-образование: направления, особенности, перспективы. Арт-образование в XXI веке

Автор: Полина Стрельник

На сегодняшний день понятие «арт» (англ. – искусство) приобрело широкую популярность и прочно закрепилось в языке образования. Им обозначают достаточно широкий спектр специальностей, относящихся к творческой индустрии (театр, кино, музыка, изобразительное искусство, дизайн, архитектура, медиа и др.). Согласно опросам абитуриентов и выпускников вузов, проведенных в последние годы, арт-образование приобретает все больший престиж в глазах студентов. Хотя конкурс при поступлении на факультеты данного профиля значительно уступает конкурсу на экономические, юридические факультеты или факультеты менеджмента, данные специальности получили право считаться элитными, то есть рассчитанными на особую целевую группу – креативных людей, обладающих особыми способностями или талантом к рисованию, пению, музыке. Без изначальных склонностей или очень сильного желания, порой заменяющего врожденный талант, продвинуться в этой области будет сложно. Чем объясняется повышенный интерес к арт-образованию?

Прежде всего сменой «эпохи управленцев» на эпоху экспертного знания. Если еще лет 8-10 назад диплом менеджера практически в любой области гарантировал трудоустройство, карьерные перспективы и, насколько позволяла существовавшая экономическая ситуация, стабильность, то сегодня право первенства переходит от управленцев к специалистам, носителям знаний и умений, профессионалам в своей сфере. В настоящее время первоклассные журналист, аналитик, дизайнер и порой даже носитель гуманитарного знания (специалист в области кино, искусствовед, философ) имеют столь же высокие жизненные шансы, сколь и преуспевающий менеджер. Специализированное знание является значимым ресурсом, капиталом, дающим немалые дивиденды.

Кроме того сегодняшнюю эпоху культурологи и специалисты в области общественных наук называют визуальной. Рисунок, анимация, 3D изображение являются главными носителями сообщений. Зрительный образ заместил слуховой. «Око за ухо», – говорится в известной книге Маршала Маклюэна «Понимание масс-медиа». Образы окружают нас везде: на улице, в СМИ, дома, в офисе, в дороге. Визуализация достигла таких масштабов, что отодвинула на второй план текстуальное преподнесение информации. Проблематика тела и способов телесного выражения смыслов и эмоций оказывается в центре внимания современных СМИ. Все это создает огромное пространство для деятельности специалистов в области искусства.

Типы арт-образования

Искусство – понятие широкое. Какие направления обучения относятся к арт-образованию? При составлении классификации арт-специальностей воспользуемся делением, предложенным Университетом искусств (the University of the Arts).

Дизайн и изобразительное искусство (Art & Design)

В эту категорию входят дизайн-специальности (графический дизайн, промышленный дизайн, иллюстрирование), живопись, оформление книг и графика, искусство скульптуры и керамики. Сюда же включают специфические практикоориентированные специальности, например, арт-терапию или, иными словами, терапию при помощи искусства. В этой группе находят место и академические направления. В частности, арт-образование. (Это понятие применяется в значении, отличном о того, которое мы изначально использовали.) На данную специальность поступают те, кто заинтересован в преподавании дисциплин, связанных с искусством или администрировании учебных программ в этой сфере. К данной группе относят искусствоведение и музееведение, подходящие гуманитариям-теоретикам, любящим историю.

Исполнительские искусства (Performing Arts)

Группа охватывает специальности в области театра, танца, пластики, музыки. Лидерами в данной сфере являются британские школы – Tech Music Schools и The University of the Arts College of Performing Arts. Кроме теоретических занятий по теории музыки, танца и театра, студенты получают большой объем практических занятий и возможность индивидуальных и коллективных выступлений с перспективами последующего трудоустройства.

Медиа и коммуникации

Здесь идет речь о самых разных специальностях: от журналистики (теле-, радио и в печатных изданиях) до медиа-планирования, телемаркетинга и PR. Топ-вузами предлагающими интересные учебные программы, являются New York Film Academy (специальность «тележурналистика с NBC NEWS»), The University of the Arts London (College of Communication).

Дизайн-образование

Пожалуй, это направление вызывает сегодня наибольший интерес. В России еще совсем недавно не было понятия «дизайнерское образование». По словам проректора по учебной работе Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова А.Н. Стасюк: «В трудовом законодательстве нашей страны специальности дизайнер не существовало. Специалиста в области художественного конструирования называли художником-оформителем». Сегодня же мы имеем дело с дизайнерами практически во всех сферах индустрии: производстве товаров повседневного пользования, кино- и телеиндустрии, публикаторской деятельности, строительстве, текстильном производстве. В связи с этим, высокий спрос среди абитуриентов держится на классические специальности: графику и иллюстрирование, дизайн одежды и дизайн интерьера. Заметен интерес к промышленному дизайну. Молодые высококвалифицированные специалисты требуются в сфере разработки потребительских товаров (от бытовой техники до мебели).

Широкую известность получило направление в образовании «визуальные коммуникации». Программы по этой специальности готовят арт-директоров, владеющих арсеналом средств по созданию графического дизайна и привлекающих знания из других областей: фотографию, рекламу, маркетинг, брэндинг, управление проектами.

В настоящее время активно развиваются направления «телевизионный дизайн и анимация». Профессионалы разрабатывают стиль каналов, оформляют телепередачи, анонсы и рекламные кампании. Студенты учатся создавать инновационные компьютерные игры, мультфильмы, телевизионные ролики. По словам директора Британской высшей школы дизайна Александра Аврамова, «Дизайнер является профессионалом, чье призвание – упрощать нашу жизнь, доносить сообщения до определенных аудиторий или создавать оболочку, где люди живут, и предметы, которыми они пользуются».

Ведущими зарубежными университетами, предлагающими качественное образование в сфере дизайна, являются: в Италии – Instituto Marangoni, Instituto Europeo di Design, NABA (Nuova Accademia di Belle Arti), в США – Art Center College of Design в Пасадене, Academy of Art University в Сан-Франциско. В Великобритании, согласно рейтингам Times University Guide, в сфере Art & Design лидируют университеты, известные своими достижениями во многих научных областях: University of Loughborough, University of Brighton, University College London.

Арт-рынок открывает большой спектр возможностей. Овладение визуальным миром, создание устойчивых образов – все это Вам под силу при условии серьезного обучения. Качественное образование является гарантом успеха.



Ключевые слова: Дизайн-образование, Медиа и коммуникации, Типы арт-образования, Исполнительские искусства (Performing Arts), Tech Music Schools и The University of the Arts College of Performing Arts, «дизайнерское образование»



   
© 2002-2024
Планета образования
www.planetaedu.ru
Ваши предложения мы ждем по электронной почте
webmaster@planetaedu.ru
и по телефону: +7 (495) 545 63 67
Размещение рекламы
info@planetaedu.ru
Телефон: +7 (495) 545 63 67
Renew Design Сделано в Renew