Главная страница > Статьи > Гуманитарный Физтех




 


 





 

 

 

 

 







Новые статьи

Гуманитарный Физтех

Автор: Беседовал Виктор Вахштайн

Слово «магистратура», вошедшее в обиход отечественной практики образования около десяти лет назад, по-прежнему вызывает подозрения. Подозрительно само его звучание – нечто среднее между «магией» и «стратой», что-то вроде «класса волшебников» или «клуба фокусников». Однако этимология слова «магистр» действительно любопытна. По одной из версий, оно восходит к латинскому «mactare», что одновременно значит «увеличивать, делать большим, сильным» и «приносить в жертву».
О том, что изменяется в российской системе образования с появлением института магистратуры: какие ее элементы усиливаются, а какие приносятся в жертву, мы беседуем с проректором Московской высшей школы социальных и экономических наук, доктором экономических наук Александром Алексеевичем Бессолицыным и заместителем ректора Натальей Леонидовной Яблонскене.


– Давайте начнем с общего вопроса: что такое российская магистратура сегодня? Каково ее место в современной системе образования?

А.Бессолицын: Если следовать в своем определении букве закона, то магистратура – это третий уровень высшего образования. Ей предшествуют два других уровня, которым соответствуют степени «бакалавра» и «специалиста». Однако будем откровенны: сложившаяся трехступенчатая система высшего образования искусственна. Дело не в том, что магистерская степень является чем-то «чужеродным» для российской высшей школы. Напротив, институт магистратуры вполне успешно существовал в России до 1917 года, хотя и выполнял иные функции. Искусственность сформировавшейся трехуровневой модели – в ее неадекватности общеевропейским процессам в области высшего образования.

Чтобы стать частью европейского образовательного пространства, мы должны быть понятны: наши дипломы должны быть адекватны международным стандартам, качество обучения – измеряемо, уровни образования – распознаваемы. И подписание Болонской декларации – уже важный шаг в данном направлении. Однако, в соответствии с взятыми обязательствами, начиная с 2008 года Россия должна перейти на двухуровневую систему высшего образования. Следовательно, эта пристройка – степень «специалиста» – должна как-то реформироваться. Вероятно, в будущем подготовка специалистов вольется в систему магистерской подготовки. Отсюда исключительная роль института магистратуры в современных условиях, необходимость его развития.

– Насколько эта новая волна модернизации коснется вашего учебного заведения – Московской высшей школы социальных и экономических наук?

Н.Яблонскене: Нам несколько проще, МВШСЭН – это британская магистратура, существующая уже десять лет и аттестованная крупнейшим вузом Соединенного Королевства (Манчестерским университетом). Поэтому у нас есть четкое понимание того, что такое полноценная магистерская подготовка. Нам удалось вполне органично совместить британские и российские традиции высшей школы. Наш ректор, британский профессор Теодор Шанин, решившийся 15 лет назад создать в России «гуманитарный Физтех», оказался прав: это работает. Но возникает другая сложность: британская магистратура предполагает одногодичное обучение, ориентацию на научно-исследовательскую подготовку и самостоятельную индивидуальную работу слушателей. Именно в таком формате ведется обучение в МВШСЭН, и мы сейчас пытаемся совместить его с требованиями двухгодичной российской магистерской подготовки. Причем самое главное в этом процессе совмещения двух магистерских форматов – сохранить традиционно высокое в МВШСЭН качество образования.

– А что отличает качественную подготовку в магистратуре от качественного обучения в бакалавриате?

Н.Яблонскене: В частности, упор на самостоятельное обучение, которого в бакалавриате практически нет. Отсюда специфика контроля и отчетности слушателей. В МВШСЭН каждый слушатель пишет эссе по курсу и, как правило, эти эссе являются серьезными самостоятельными работами (научно-исследовательского или проектного характера – в зависимости от факультета). Работы эти проверяют три преподавателя: тот, кто утверждает слушателю тему эссе, другой преподаватель, также являющийся специалистом в данной области (эта процедура в британских университетах называется “double marking”), и преподаватель британского вуза. Кроме того, раз в пять лет Манчестерский университет проводит так называемые «Пятилетние проверки качества»: специальная комиссия, собранная из разных университетов Великобритании, инспектирует учебное заведение и проверяет все, что считает нужным. Понятно, что в такой ситуации ни один преподаватель не станет рисковать своей профессиональной честью, завышая или занижая оценку работы студента. Планка требований в магистратуре очень высока. Но широки и горизонты выбора – например, наши слушатели могут выбирать интересные им курсы, которые не вписываются непосредственно в их специализацию. Они свободно посещают лекции и тьюториалы других факультетов. В итоге каждый слушатель выстраивает свою учебную траекторию, руководствуясь собственными интересами. Это отличительная черта британской модели магистерской подготовки. Каждый, кто когда-то был студентом, может без труда оценить, насколько этот формат более трудоемкий. Но очевидно, что он позволяет достичь гораздо более значительных результатов. То, что ты сам «добыл» из нескольких десятков книг, которые, между прочим, вместе с тобой читают студенты во всем мире, то, что ты пропустил через себя, отсеял и положил на бумагу, намного больше даст тебе и как исследователю, и как профессионалу. Ты учишься не прочитывать, а читать, учишься анализировать и сопоставлять разные точки зрения, учишься оттачивать свою позицию, обоснованно, логично и убедительно ее излагать, учишься тому, как оформлять свои первые научные тексты. У нас строго карается плагиат – вплоть до отчисления. Что же касается лекционных курсов, то они скорее напоминают навигацию по предметному полю: преподаватель должен предложить студентам обзор предмета, поставить «верстовые столбы» и адресовать их к научной литературе. Но чтением лекций роль преподавателей не исчерпывается. Они работают «тьюторами», или, если хотите, научными руководителями: помогают выбрать тему эссе, консультируют при его подготовке, читают первый «драфт», дают развернутый отзыв на работу (в Англии это называется formative assessment – формирующая /развивающая/ оценка). Я часто вижу наших преподавателей, ведущих на галерее библиотеки долгие беседы со студентами, и на столе перед ними всегда лежит какая-нибудь исследовательская работа студента – эссе или проект. Наши преподаватели не устают удивляться: «Читаешь осенью первые эссе студентов, а потом весной их же последние работы и думаешь: откуда что берется?!» А оттуда и берется: просто человек год напряженно работал сам, своей головой.

– Проблема совмещения магистерских стандартов – российского и британского – возникла недавно. Изначально же МВШСЭН ориентировалась на английскую модель подготовки магистров?

А.Бессолицын: До недавнего времени Школа выдавала выпускникам два документа – британский диплом магистра и российский диплом о профессиональной переподготовке. Собственно, такая опция сохраняется до сих пор. Однако диплом о переподготовке менее интересен большинству наших слушателей, он не открывает выпускникам тех возможностей, которые дает диплом российского магистра в сочетании с британским дипломом. Получение двух магистерских дипломов – это, с одной стороны, резкое повышение шансов выпускников на рынке труда, а с другой – дань общеевропейским процессам в высшем образовании: теперь наши дипломы понятны, признаваемы, равноценны.

– Кто ваши абитуриенты и куда после выпуска идут ваши выпускники?

А.Бессолицын: К нам приходят люди, уже получившие базовое высшее образование и зачастую имеющие опыт работы. Поступление в магистратуру для них – осознанный жизненный выбор. Поскольку наши слушатели взрослые и сформировавшиеся люди, самостоятельная учеба в библиотеке (плюс индивидуальные консультации с преподавателями и занятия в малых группах – так называемые «тьюториалы») составляют фундамент магистерской подготовки. Что же касается выпускников, то для них есть две магистральные линии самореализации. Первая – это путь в науку. Слушатели получают серьезную подготовку к научно-исследовательской деятельности, и многие наши выпускники продолжают обучение в аспирантурах ведущих университетов и институтах Российской академии наук. По итогам обучения в МВШСЭН слушатели пишут магистерскую диссертацию, которая становится основанием их будущих кандидатских диссертаций. Второй путь – это путь на рынок труда в качестве аналитика. И здесь у нашей магистратуры есть серьезное конкурентное преимущество. Осваивая параллельно британскую и российскую магистерскую программы, получая в результате обучения два диплома, наши выпускники оказываются более востребованными. Особенно международными компаниями.

Н.Яблонскене: К нам приходят три категории людей, на которых, как ожидается, будет в дальнейшем ориентирована магистерская подготовка в России: те, кто избирает для себя карьеру ученого, те, кто хочет основательно углубить свои знания по избранной специальности и те, кто хочет изменить свою профессиональную сферу, освоить новую специальность, используя в качестве основы свою базовую профессиональную подготовку. Это давняя традиция британского образования: в Англии сплошь и рядом встречаешься с людьми, имеющими диплом бакалавра по одной специальности и диплом магистра – по другой. Примечательно то, что дальнейшая научно-исследовательская работа выпускников тематически, как правило, совпадает с их занятиями в магистратуре: докторские диссертации люди пишут по специальности, которую получили на магистерской программе. Впрочем, это неудивительно, ведь магистратура в Великобритании – не просто следующая ступень высшего образования, а первая ученая степень. Мы так и говорим своим абитуриентам: «У нас вы сможете получить британскую степень магистра и российский диплом».

– Как быть с разницей специальностей? Одни специальности довольно легко встраиваются в систему «бакалавр – магистр – кандидат – доктор», другие – с трудом. Значит ли это, что должна существовать отдельно исследовательская и отдельно практико-ориентированная магистратура?

А.Бессолицын: Это не вполне оправданно. В царской России был такой опыт: существовали отдельно классические гимназии и реальные училища. Подобный жесткий выбор, по сути, не оставляет вариантов: надо выбирать одно из двух. Магистратура же призвана расширить горизонты выбора для выпускника, а не сузить их. Нужно помнить, что магистерская подготовка – это полноценное образование, а не «натаскивание» на решение каких-то конкретных прикладных задач.

Беседовал Виктор Вахштайн



   
© 2002-2024
Планета образования
www.planetaedu.ru
Ваши предложения мы ждем по электронной почте
webmaster@planetaedu.ru
и по телефону: +7 (495) 545 63 67
Размещение рекламы
info@planetaedu.ru
Телефон: +7 (495) 545 63 67
Renew Design Сделано в Renew