Главная страница > Статьи > Магистратура в Московской высшей школе социальных и экономических наук




 


 





 

 

 

 

 







Новые статьи

Магистратура в Московской высшей школе социальных и экономических наук

Автор: Бессолицын А.А.
д.э.н., профессор, проректор Московской высшей школы социальных и экономических наук

Магистерская подготовка в Российской Федерации реализует одну из основных профессионально-образовательных программ в многоуровневой структуре высшего профессионального образования. В структуре современного российского высшего образования степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует кандидату наук.

Эта степень отражает образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствует о наличии у него умений и навыков, присущих исследователю, аналитику или начинающему научному работнику. Поэтому подготовка магистров в основном ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность.

Основными видами деятельности магистра являются: проведение научных и прикладных исследований, преподавание дисциплин, относящихся к соответствующему направлению образования, ведение аналитической и консультативной работы.

Сферами его профессиональной деятельности служат научно-исследовательские организации, консультационные фирмы, средние специальные и высшие учебные заведения, аналитические подразделения учреждений и организаций.

Кроме того, магистр подготовлен к обучению в аспирантуре по профильным научным специальностям согласно перечню Номенклатуры специальностей научных работников.

Надо отметить, что ученая степень магистра для России не является абсолютно новой. Впервые она была введена указом Александра I в 1803 г. и существовала до 1917 г. Вновь степень магистра наук была восстановлена в 1993 г., что явилось отражением общемировой тенденции, направленной на сопоставимость программ и дипломов высшего образования и полностью вписывается в европейскую систему двухуровневой подготовки.

Магистратура в контексте Болонского процесса.
Собравшиеся в 1999 году в Болонье (Италия) министры образования 29 европейских стран подписали декларацию, которая положила начало собственно Болонскому процессу.

Болонская декларация призвала европейские университеты ввести единую систему академических кредитов, прежде всего для поддержки широкомасштабной студенческой мобильности; усилить сотрудничество в европейских масштабах по обеспечению качества образования и разработке для этих целей сравнимых критериев и методов контроля; развивать в рамках мобильности совместные образовательные и исследовательские программы.

При этом вопросы мобильности рассматриваются как имеющие «чрезвычайную важность», в точки зрения социального измерения, т.е. обеспечения равных возможностей для поездок студентам с разным уровнем достатка.

Обеспечение качества определяется как фактор, способствующий сравнимости квалификаций по всей Европе. Министры обратились к европейским университетам с призывом осуществлять сотрудничество друг с другом с целью выработки общих критериев качества, используя европейскую сеть обеспечения качества в высшем образовании, основанную в 2000 г. по решению Европейской комиссии.

В 2003 г. министры подвели итоги проделанной в рамках Болонского процесса работы. Это произошло в Берлине, где число участников процесса выросло до 40 и среди них оказалась и Россия.

Была поставлена задача с 2005 г. начать введение двухуровневой системы высшего образования: бакалавр – магистр, что предполагает реформирование всех национальных образовательных систем и влечет за собой принятие новых образовательных стандартов. Введение образовательных стандартов третьего поколения в России планируется начать с 2008 г.

Поэтому спрос на магистерские программы быстро растет, а поскольку рынок труда России еще не полностью воспринял диплом бакалавра в качестве полновесного диплома о высшем образовании, то и работодатели, и потребители образовательных услуг стремятся завершить образование на магистерском уровне.

Организация учебного процесса в Московской высшей школе социальных и экономических наук.

Российско-Британский поствузовский университет – Московская высшая школа социальных и экономических наук (МВШСЭН) является аккредитованным международным образовательным учреждением, активно работающим с 1995 г. и реализующим программы высшего (магистратура) и дополнительного профессионального образования.

Основной задачей учредителей Московской Школы было создание на российской почве университета, который бы по всем основным характеристикам был сопоставим с лучшими университетами мира. Наиболее сложной задачей при создании Московской Школы было не внедрение «британских» форм учебной работы (минимум лекций и максимум индивидуальной работы преподавателя со студентом, письменные работы взамен устных экзаменов и т.п.), что само по себе было непростым делом, но выстраивание стройной и завершенной системы обеспечения качества, которая бы сочетала в себе требования к качеству с обеих сторон.

Результаты работы Московской Школы показывают, что с этой своей основной задачей она справилась – удалось создать эффективно действующий Российско-Британский университет, где успешно работают все элементы западной модели обучения и не потеряно ничего из лучших традиций российской академической школы.

Сегодня в МВШСЭН функционируют шесть факультетов, на которых ежегодно обучается более 300 слушателей. А всего за прошедшие годы более 1000 человек стали выпускниками Школы, успешно продолжив в дальнейшем свою профессиональную карьеру.

Слушатели Московской Школы имеют возможность освоить магистерские программы, полностью валидированные в Манчестерском университете (Великобритания), а также программы профессиональной переподготовки по следующим направлениям: юриспруденция, социология, практическая психология, политология, социальная работа, менеджмент в сфере культуры и менеджмент в сфере образования. Учебный процесс в Московской Школе обеспечивают 98 преподавателей, в том числе 32 доктора наук и 59 кандидатов наук, что составляет 93% и существенно превышает лицензионные нормативы. Важную роль в обеспечении учебного процесса выполняет библиотека МВШСЭН, спроектированная ведущими британскими специалистами и организованная по принципу открытого доступа. Книжный фонд библиотеки в настоящее время насчитывает более 22 тыс. томов, значительная часть из которых на английском языке. Фонд периодических и сериальных изданий включает 400 наименований научной периодики на русском и английском языках. Наряду с традиционными печатными изданиями в библиотеке интенсивно используются онлайновые информационные источники и Интернет.

В 2005 году в МВШСЭН открыта российская магистратура и сегодня успешно решается задача перевода британских программ в формат двухлетней российской магистратуры с выдачей двух дипломов (российского диплома магистра и диплома магистра Манчестерского университета) по следующим магистерским программам: «Психологическое консультирование», «Экономика, право, организация и управление в социальной работе», «Современные методы и технологии в изучении социальных проблем общества», «Гражданское право, семейное право, международное частное право», «Предпринимательское право, коммерческое право», «Менеджмент в социальной сфере» и «Управление проектами в сфере культуры» со сроком обучения 2 года по очной форме и 2,5 года – по заочной, на базе высшего образования.

Особенности магистратуры в МВШСЭН.

Особенность реализации магистерских программ в Московской Школе заключается в том, что в основу проектирования образовательного процесса изначально закладываются результаты образования: что будут знать и уметь выпускники Школы, к чему они будут готовы в результате освоения программы, что они будут способны делать после окончания Школы. Базовым параметром качества образовательных программ являются заложенные в них образовательные результаты, от которых далее выстраивается весь образовательный процесс и, соответственно, система обеспечения его качества.

Система обеспечения качества, существующая в Московской Школе, объединяет в себе элементы мониторинга и контроля, задаваемые извне – Манчестерским университетом, и элементы, призванные создать стройную систему в самой Московской Школе. Система обеспечения качества учебного процесса включает в себя следующие компоненты: работа с программами, работа с отчетами факультетов, анкетирование слушателей с целью получения обратной связи, взаимо-посещения преподавателями аудиторных занятий и, наконец, получение обратной связи от выпускников и работодателей выпускников.

Обучающиеся на совместной российско-британской программе имеют возможность дополнительно, на факультативной основе повысить уровень английского языка в Лингвистическом центре МВШСЭН. Учебный план магистра предполагает значительную долю самостоятельной работы и индивидуальные консультации с научным руководителем, что позволяет сочетать учебу с работой. При этом за одним научным руководителем закрепляется не более пяти слушателей.

Слушатели имеют возможность выбирать курсы из широкого перечня дисциплин по выбору, что делает обучение более привлекательным и интересным с содержательной точки зрения. При этом слушатель может взять дополнительные курсы, даже не относящиеся к его специализации, в случае если такое не создает сложности в освоении обязательных дисциплин по учебному плану.

Московская Школа предоставляет слушателям, обучающимся на совместной российско-британской программе возможность прохождения стажировки в Манчестерском университете.

Обучение в магистратуре предусматривает обязательную научно-педагогическую и научно-производственную практики, во время второго года обучения. Базы практики для слушателей предоставляются Московской Школой и могут быть потенциальным местом трудоустройства будущего магистра.

Правила приема в магистратуру - на сайте: www.msses.ru



   
© 2002-2019
Планета образования
www.planetaedu.ru
Ваши предложения мы ждем по электронной почте
webmaster@planetaedu.ru
и по телефону: +7 (495) 545 63 67
Размещение рекламы
info@planetaedu.ru
Телефон: +7 (495) 545 63 67
Renew Design Сделано в Renew