Главная страница > Статьи > Дистанционное обучение: вопросы стандартизации
 

 


 





 

 

 

 

 







Новые статьи

Дистанционное обучение: вопросы стандартизации

Автор: Олег ЛАВРОВ

Зачем нужны стандарты вообще и в сфере дистанционного обучения, в частности?

Вот примеры из жизни – одежда, сшитая различными изготовителями, запасные части к автомобилю или любому другому оборудованию для промышленного или бытового использования. Стандартом для одежды является - размер, полнота и другие характеристики человека, одевающего ту или иную вещь. Стандартами для запасных частей являются их габаритные размеры, точность обработки и функциональность изделия. Итак, «потребительскими» характиристиками процессов стандартизации являются – «взаимозаменяемость», «совместимость», «многократность использования», «ускорение производства и простота обслуживания», «модульность» стандартизованнного изделия или стадийность процесса. Примером «стандарта на процесс» могут быть «Правила дорожного движения».

Ближе к обучению находятся образовательные стандарты, и очень рядом вариации различных методик преподавания тех или иных предметов или вопросов, разделов учебных предметов. Конечно, в этом случае целями стандартизации являются - «полнота» обучения, не зависящая от «желаний» учителя, «часовой нагрузки», «местонахождения школы», «начального уровня знаний ученика». Стандарты должны отражать современное состояние знаний человечества, требование программ обучения. Правда, что первично, стандарт обучения или программа, сказать сложно. Видимо, должно существовать взаимооднозначное соответствие программы и стандарта.

Разумеется, стандарты бывают как «хорошо» измеримые, так и не очень. Например, стандарты «качества» изделия отличаются от стандартов «взаимозаменяемости», геометрической совместимости. Первые можно назвать стандартами более высокого уровня и вступающими в действие при условии соблюдения стандартов «первого» уровня.

Стандарты также бывают «внешние и внутренние». Пример – государственный стандарт и «стандарт предприятия». Еще один пример – Ваш курс, дистанционно преподаваемый, построен по принятым Вами правилам, действующим повсюду внутри Вашего курса и строения учебных материалов. Это «внутренний» стандарт курса. С другой стороны, курс должен отвечать образовательным стандартам, принятым для данного предмета, а также другим возможным нормативным требованиям, устанавливаемым Министерством образования и науки. Если Ваш «внутренний стандарт» или набор обязательных рекомендаций упрощает подготовку, публикацию, модификацию курса, то соблюдение «внешнего» стандарта гарантирует «мобильность» и «повторное» использование курса не только Вами, но и другим учителем, и в другом месте. Разумеется, в период действия «внешнего образовательного стандарта». Нам важно осознание того, что всякая стандартизация «целеобоснована», а также то, что соблюдение одних стандартов обязательно, и несоблюдение их «наказуемо», другие же являются «желательными» рекомендациями, несоблюдение которых приводит к вашим потерям клиентов, финансовых, материальных и других ресурсов. Пример – за нарушение «Правил дорожного движения» Вас ожидает штраф. За несоблюдение «стандартов» на одежду Вы наказываете сами себя - одежду не покупают, и Вас ожидает ущерб и утрата клиентов, финансов, материалов.

Дистанционный курс, разработанный Вами, получит распространение, будет повторно используем, войдет как часть в предмет или предметы, будет размещен в ресурсных хранилищах для коллективного использования, будет востребован в будущем, если он (курс) будет исполнен, разработан с применением принятых стандартов или разрабатываемых правил на аналогичные учебные ресурсы. Как говорится, если «нет», то «нет», не будет востребован. Он будет уникальным, единичным, только Вами «используемым», несовместимым с другими, непереносимым на другие форматы и проч. Такое возможно? Да! Наказуемо? И да и нет! Внешнего штрафа нет. Внутренний есть, да, самонаказуемо!

Необходимо отметить одну важную деталь. Иногда кажется, стандартизация обезличивает, унифицирует учителя, превращает его в педагога-робота. Уникальность и своеобразие, и «интересность» учителя заключена в «контенте», в материале научения и в оранжировке процесса деятельностной частью, в подборе задач, упражнений, в алгоритмах коммуникаций с учениками. Исходя из этого, вопросы которые рассматриваются в данной статье, относятся к «технологической» стандартизации и не затрагивают «педагогическую» или «андрагогическую» составляющие процесса научения.

Функциональная модель ДО и стандарты

Рассмотрим упрощенную функциональную модель ДО и посмотрим на неё как на предмет возможной стандартизации. Мы имеем: <Контент> (КО) - собственно содержание учебных материалов, включая все – материалы, упражнения, вопросы, проекты и т.д. <Управление контентом> (УК) - процессы проектирования, дизайна, редизайна, дополнения, изменения, размещения на той или иной платформе обучения или вэб-ресурсе, архивирование и перенос на другие платформы, процедуры авторизации и доступа к контенту. <Управление научением> (УН) - все процессы научения от регистрации до выпуска студентов, все функции секретариата, «деканата», дирекции и, конечно же, преподавателя – от научения, через коммуникации и до контроля успеваемости, качества научения.

Таким образом, если <Контент> есть объект или сумма объектов, то управление контентом и научением есть сумма процессов, участнками которых являются как учебные объекты ДО (кусочки материалов), так и субъекты ДО, см. [1]. Если процесс <Управление контентом> дискретен, единичен и асинхронен (пример – загрузка материалов курса по плану или в силу необходимости), то процесс <Управление научением> может иметь плановую, непрерывную, календарно-событийную основу и, почти всегда, стадийность [2]. Контент «вложен» в управление им и все это «вложено» управление научением.

В случае использования некой платформы организации обучения, выбор которой является сложной задачей [3], проблемы стандартизации и совместимости элементов функциональной модели ДО <Управление научением> и <Управление контентом> становятся зависимыми от спецификаций разработчика платформы. В научной литературе подобные платформы называют Learning Management Systems (LMS) в составе которых имеется (или должна иметься) система управления контентом (Learning Content Management System, L CMS). В случае, если Вы не используете платформу и организуете процесс обучения на стандартных интернет ресурсах, создаете самостоятельно сайт курса, то вопросы унификации и стандартизации ложатся на Вас. Какие это вопросы, станет ясно чуть ниже, и большая их часть следует из наличия принятых и, тем самым, обязательных элементов процесса ДО. К ним относятся, прежде всего, коммуникативные средства (форумы, чаты, почта, аудио-видео конференции) и «функции» деканата. Управление контентом, его загрузка и публикация в подобных случаях определяется правилами и процедурами, установленными владельцами хостируемых ресурсов.

Сведем в таблицу варианты стандартизации элементов функциональной модели ДО

  Внутренний стандарт Внешний стандарт
Контент

Форматы текста, графики и других импортируемых объектов [4]

Свойства текста и других объектов (шрифтовая, цветовая, размерная части) [4]

Программный инструментарий ввода, редактирования и дизайна контента (Ваши текстовый, графический и HTML редакторы)

Структура и состав учебного курса, модуля, раздела, параграфа. Формат и состав деятельностной части (упражнения, задачи, вопросы)

Структура курса (программа). Последовательность изложения (доступа) к контенту

Образовательные стандарты или требования к профессии (специальности)

Проектирование контента по принципу - «собираем из кубиков». Кубик есть «учебный, мобильный и многократно используемый» объект

Обязательное структурирование курса на модули, разделы, параграфы

Описание всех учебных объектов и процессов (Метаданные)

Управление контентом

Собственные правила для случая-«ДО на базе сайта в интернете»(см. Внешний стандарт)

Инструментарий владельца ресурса для загрузки и редактирования содержимого сайта

Требования, устанавливаемые программной «платформой» для обучения и отвечающие на вопрос «Как загрузить, удалить, архивировать, редактировать, переместить контент?»

Управление научением

Правила текстового и графического дизайна для конкретной реализации внешних требований

Правила и алгоритмы действий учителя и студента, декана и других субъектов ДО в нормальных и «аномальных» учебных ситуациях и конфликах

Наличие программы, календаря, анонсов, коммуникативных средств (форум, чат, е-почта), средств зачисления/отчисления студентов, формирование учебных групп

Наличие средств формирования и прохождения тестов

Итак, что же мы стандартизируем?

У нас имеются и объекты, и процессы. И то, и другое может быть подвержено стандартизации и унификации, что приводит к ускорению проектирования новых объектов для обучения (учебный материал) и унификации, совместимости процессов обучения с общепринятыми (обязательными).

Всякий раз, проектируя урок, мы должны задавать себе вопрос – «А что можно использовать из уже готового, ранее выполненного?». Это могут быть – тексты, графика, шаблон параграфа и другие элементы. Если ответ -«Ничего», то это означает, что у нас отсутствуют повторно используемые, мобильные учебные объекты и все, и всякий раз необходимо проектировать заново. Это и есть симптом того, что у Вас отсутствует всякая унификация, правила и внутренние стандарты, а контент получается «однократно используемый», которым воспользоваться, как учитель, можете только Вы. Следовательно, Ваш педагогический продукт не может быть помещен в «Депозитарий» для коллективного использования, Вы не сможете привлечь к обучению «всех желающих» и, в том числе, не сможете предложить «творение» на международном уровне, требующем соблюдения «стандартов». Пока Вы используете Ваш курс только на своих уроках и на ограниченном объеме, стандартизация может отсутствовать, но будет говорить о «нерациональном» подходе к ДО и е-обучению.

Стандартизация контента. Мобильные учебные объекты

Первыми и наиболее полно о подобных учебных объектах заявила корпорация Cisco [ 7,10 ]. Если на начальном этапе проектрования ДО и е-обучения акценты расставлялись на дизайне, дружелюбности учебных материалов [4], то в последние годы вопросы унификации и стандартизации компонентного состава и требования к ним вышли на первое место [5-13].

Базисным подходом к стандартизации учебного контента является использование понятия «мобильный учебный объект». Подобным объектом может быть – текст, графическое изображение, аудио/видео файл, упражнение, задача, параграф и др. Основная характеристика объекта – возможность повторного, многократного использования, импорта в тот или иной учебный материал без дополнительного перепроектирования или редизайна.

Рассмотрим пример. Имеем графический объект – «структурную схему компьютера». Описываем объект метаданными – название, автор, дата создания, авторские права, графический формат и его параметры, размеры картинки и др. Размещаем объект в «депозитраий» и используем многократно в различных учебных курсах. Равнозначно объектом может быть объявлен и описан – шаблон, параграф, «конкретный параграф» и т.д.

Замечательным руководством и описанием проектирования подобных учебных объектов является официальный документ Cisco Systems,Inc., описывающий процедуры создания, проектирования и описания метаданными курса, раздела модуля и др.

Наличие «метаданных» явлется обязательным для принятой методологии «мобильных учебных объектов». Наличии подобного депозитария, проектирование новых курсов становится «игрой в собирание курса их кубиков и строительство новых кубиков», что резко сокращает время проектирования и приводит к совместимости курсов. Состав метаданных об учебных мобильных объектах также стандартизуется и наиболее полно описывается в проекте The Dublin Core Metadata Initiative

Собственно процесс ДО и стандартизация

Состояние вопроса по стандартизации процессов ДО как при использовании «платформ», так и при самостоятельном проектировании веб-среды обучения характеризуется наличием целого спектра направлений исследованией и выработки рекомендаций. Существует ряд консорциумов ведущих фирм-разработчиков, занимающихся данными вопросами.

В Рунете, к сожалению, почти отсутствуют русскоязычные материалы по стандартизации ДО, и наиболее популярна (по непонятным для меня причинам) методология ADL (SCORM).

Очень хорошим обзором по вопросам стандартизации процессов ДО, содержащим анализ различных подходов различных рабочих групп и консорциумов, является официальный материал корпорации Sun [8].

Подведем итоги

Все, что мы обсуждали, все, что мы называли «стандартами», есть «строгие рекомендации», соблюдать которые необходимо, если Вы хотите:

  • иметь современный, мобильный, совместимый с различными технологиями хранения и доступа дистанционный курс;
  • ускорить последующее проектирование новых курсов или модернизацию имеющихся;
  • размещать курс(ы) в депозитариях курсов на различных уровнях - школьный, региональный, государственный, международный;
  • обучать с привлечением студентов из-за рубежа;
  • размещать курс на платных/бесплатных он-лайн платформах обучения.

Совершенно необходимым является использование рассмотренных стандартов для

  • организаций, занимающихся созданием и развитием федеральных или корпоративных каталогов учебных ресурсов, материалов, курсов;
  • фирм-разработчиков программных средств организации и управления обучением, платформ для ДО и е-обучения.




   
© 2002-2022
Планета образования
www.planetaedu.ru
Ваши предложения мы ждем по электронной почте
webmaster@planetaedu.ru
и по телефону: +7 (495) 545 63 67
Размещение рекламы
info@planetaedu.ru
Телефон: +7 (495) 545 63 67
Renew Design Сделано в Renew