Главная страница > Статьи > Интернет - мост между культурами




 


 





 

 

 

 

 







Новые статьи

Интернет - мост между культурами

Автор: Олег Лавров

«Считается, что Интернет вообще стирает всякие границы. Это не совсем так. Интернет перекидывает мостики между культурами-островами, ни в коем случае не превращая множество островов в один большой континет», - считает руководитель ИТ-отдела Учебного Центра SVS-L Koolituskeskus (Эстония), постоянный автор электронного журнала «Вопросы Интернет-образования», призер Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель - 2002» Олег Лавров. Встретиться и побеседовать с Олегом Александровичем удалось, когда он возвращался с семинара стран-участниц проекта НАТО "Виртуальный Шелковый Путь", проходившего в Баку и посвященного проблемам дистанционного обучения. Разговор зашел о роли Интернета в образовании и значении информации в современном мире.

- В чем заключается основное достоинство дистанционного обучения?

- Интернет позволяет большому количеству людей получить доступ к конкретным носителям знаний. В этом смысле дистанционное обучение позволяет сразу многим пользователям одновременно перенимать знания у замечательных людей, которые не могут находиться одновременно в аудиториях, разных точках планеты, в одно и то же время. В этом одно из отличительных свойств Интернета как средства доступа к вербализованным, мультимедийным ресурсам и к конкретным людям – носителям знания.

Интернет – это одновременно и способ доступа к информации, и среда ее получения и передачи, и место ее хранения. Паутина состоит из ниточек и точек, и в таких точках мы можем видеть ресурсы Интернета, которые нам локально не доступны. Таким образом, они всегда для нас дистанционны.

- Таким образом, применительно к образованию Интернет одновременно может выступать и в качестве инструмента обучения, и в качестве ресурса, наполненного содержанием?

- Действительно, Интернет сам по себе есть средство доступа, содержащее в себе те инфоресурсы, которые мы потребляем. То есть, это и технология, и содержание, или ресурсы, контент. В этом смысле трудно найти аналог Интернету, чтобы это был одновременно и инструмент, и носитель того содержания, с помощью которого он оперирует.

- С помощью Интернета можно получить доступ к любой информации из любой точки мира. В таком случае, имеет ли смысл повсеместно создавать и поддерживать локальные ресурсы?

- Повсеместное распространение Интернет-возможностей, доступа во Всемирную паутину, всеобщая глобализация никогда не перечеркнут наших индивидуальных национальных, культурных, этнических, воззренческих особенностей. Именно поэтому невозможно заставить учителей или учеников, скажем, из Азербайджана не создавать свои ресурсы на национальном языке со своими понятийными и культурными особенностями. Стирания граней такого рода никогда не произойдет. Интернет может служить и служит мостиком между культурами. Поэтому, с одной стороны, нет смысла дублировать информацию, находящуюся на сайтах германских или английских университетов, но с другой стороны, можно адаптировать ее, внедрять в нее собственные элементы или создавать на ее базе локальные ресурсы. И в этом случае разработчики сайтов систематизируют, аккумулируют и адаптируют уже имеющиеся знания и проникаются при этом другими культурами. То есть происходит процесс взаимообогащения, каталитического роста наших знаний. Именно тогда Интернет и приобретает такое философско-этическое значение как мост между культурами.

Задача стоит не в том, чтобы создать один общий на всех глобальный ресурс и успокоиться, мол, теперь все есть. Это не правильно. Потому что абсолютное равенство в информационных запросах может быть только среди роботов. Одинаково исполненных и одинаково думающих. А всякая страна со своей культурой, со своим вековым опытом, конечно же, может, хочет и делает собственные ресурсы на своем языке собственными силами.

- При этом уровень развития в разных странах очень сильно разнится.

- Совершенно справедливо утверждение, что некоторые государства по своим инфотехнологическим и инфоресурсным показателям отстают от передовых стран. В этом выражается так называемый «цифровой разрыв». И он существует как в обыденном понимании недостаточности коммуникационного оборудования, скоростей каналов связи, клиентского оборудования в учреждениях, так и в недостаточности людей, которые двигают эти процессы и понимают необходимость скорейшего внедрения предоставляемых Интернетом возможностей в образовательную практику.

Образование не является доходной частью бюджетов стран, это всегда затратная часть бюджета. И возникает зависимость финансирования образования от объема валового национального продукта. Развивающиеся страны, не имеющие серьезной доходной базы, с трудом могут удовлетворять расходы на образование. И в этом смысле совершенно очевидна корреляция между экономическим развитием и инвестициями в образование, в том числе и в Интернет-технологии. Международные проекты, которые существуют, связаны с инвестициями в оборудование, линии связи и коммуникации, которые не могут быть профинансированы самой страной.

Сейчас мы сталкиваемся с материальным неравенством стран, называя их развитыми и развивающимися, имея в виду материальную и ресурсную части, экономическое богатство. Однако в инфообществе экономическое богатство напрямую будет связано с информационным. И наращивая сегодня потенциал владения, использования и обработки информации, завтра мы можем получить выгоду в экономическом развитии своей страны. Критически важными факторами для развития общества становятся знания и информация, а также скорость ее получения и объемы обработки.

- Почему сейчас так много говорится о внедрении Интернет-технологий именно в образовательную сферу?

- Интернет как технология и как гигантский информационный ресурс, безусловно, используется и будет использоваться в корпоративной сфере для достижения корпоративных целей. Однако эти цели, как мы знаем, меняются в условиях спадов и подъемов экономики. Образование же относится не к сфере корпоративных, а к сфере государственных интересов, и не должно иметь спадов. Таким образом, инвестиции, связанные с Интернетом в образовательной сфере, являются на сегодняшний день просто необходимыми и носят не краткосрочный, а средне- и долгосрочный характер. И если мы хотим нивелировать «цифровой разрыв», то проникновение Интернета в образование может через некоторое время существенно зтот разрыв снизить. Произойти это может только при условии, если сегодня мы научим школьника и студента, завтра они будут использовать Интернет, инфотехнологии и ресурсы Сети как инструменты, которые являются для них естественными, а послезавтра, когда станут профессиональными инженерами, учителями и т.д., они будут делать то, чему мы их научили сегодня и вчера. Поэтому, государства, которые обходят стороной расширение влияния Интернета в образовательной сфере и обучающих технологиях, делают значительную ошибку. «Цифровой разрыв» с каждым днем становится все глубже, и в приближающемся инфообществе мы можем столкнуться с серьезными проблемами.

- Когда наступит упомянутое Вами инфообщество?

- У нас есть привычка делить эпохи строго по классовому признаку: рабовладельческий строй, феодальный, капиталистический и т.д. На самом деле, всегда существовало смешение. Присутствует оно и сейчас. Одни из современных государств мы можем отнести к индустриальным, а другие находятся уже почти в информационном обществе. Общественные формации, помещенные по кубикам с названиями, достаточно условны. Другим основанием для классификации обществ может быть оценка используемых в обществе ресурсов, критических для развития.

При этом, если оглянуться в прошлое, в аграрном обществе критическими факторами развития были орудия, которые люди использовали в поле, обрабатывая землю. У кого были лучше орудия, тот процветал. В индустриальном обществе такими факторами стали недра, способы добычи и энергетические ресурсы. А в информационном обществе критическими факторами развития будут знания и информация.

Поскольку индустриальная часть более или менее выравнивается, впереди будет тот, кто будет лучше работать с информацией и знаниями. Когда инфотехнологии становятся естественными для повседневной жизни человека, когда из чуда они превращается в обыденный инструмент, это и есть инфообщество. Внешними признаками того, что страна находится в инфообществе, является повсеместное распространение Интернета, быстрый доступ к ресурсам Всемирной паутины, применение компьютеров в быту, возможность участия в политических, культурных, образовательных и бизнес-процессах с помощью Интернет-коммуникаций…

- …и обучаться дистационно?

- Когда все школы имеют постоянный доступ в Интернет, хорошо оснащены технически и программно, уровень развития Интернет-ресурсов высок, и учащиеся могут выходить в Сеть из дома, вопрос использования дистанционного образования поднимается сам по себе, заявляет о себе как объективная необходимость и потребность. Уже сейчас, в случае, если ученика по каким-то причинам недостаточно удовлетворяет та информационная база, которую он получает в школе, он всегда может пополнить ее благодаря мировым ресурсам Интернета. Если же учитель не способен встроить в свой урок инфотехнологии, не использует Интернет-ресурсы, такой преподаватель становится менее интересным для ученика. Такое положение дел должно стимулировать не только информатиков, но и учителей-предметников к тому, чтобы овладевать и как можно быстрее инструментарием и технологиями доступа к ресурсам Интернета.

- Что же все-таки такое дистанционное образование?

- Сперва необходимо определиться, что такое образование вообще. Это некий отрезок на шкале времени, по завершении которого происходит юридическое оформление получения вами знаний в объеме некой программы в таком-то образовательном учреждении. Образование может быть публичным (все его виды вплоть до высшего) и корпоративное (обучение в некой корпоративной среде умениям, навыкам и знаниям в объеме той или иной профессии). Когда мы говорим о дистанционном образовании, то в идеале, имеем в виду, что вы можете зарегистрироваться по Сети в учебном заведении, по проводам учиться и получить цифровой сертификат, который будет юридически значимым документом. Это стопроцентное дистанционное образование. Подобного дистанционного образования в полной мере пока нет. В настоящее время правильнее говорить не о дистанционном образовании, а о дистанционном обучении. На Западе принято говорить о неком открытом обучении или образовании, подразумевая открытость даты его завершения: вы начинаете учиться без четкой фиксации сроков сдачи окончательных экзаменов или завершения учебы, которая может длиться всю жизнь.

- Существует ли какая-то разница между дипломом, полученным в результате очного обучения и дистанционного?

- В российских законах говорится о равенстве подобных технологий в образовании, что диплом, полученный по классической аудиторной форме, равен диплому, полученному с использованием дистанционных технологий. Однако есть некие шероховатости, дискриминационные моменты. Например, в дипломе должно быть помечено, что образование получено с использованием дистанционных технологий.

- И это заведомо воспринимается как минус?

- О чем это говорит, зависит от того, кто читает такой документ. Есть некая аналогия с заочной формой обучения: сложилось ошибочное мнение, что заочное обучение всегда хуже очного, однако это далеко не так. Как известно, все студенты разные и все инженеры разные. Все зависит от конкретного человека.

- Отличается ли студент, обучающийся дистанционно, от человека, получающего знания в аудитории?

- Да. Дистанционная технология обучения задействует, а также изначально предполагает наличие в обучающемся обязательных черт. Одна из них – уже имеющаяся самостоятельность студента или формирование этой самостоятельности как мотивации получения знаний. То есть студент, оставшись один на один с монитором, мне кажется, более самостоятелен, чем тот, который сидит в аудитории за партой. Плюс ко всему, человек, обучающийся дистанционно, воспринимает информацию с экрана как написанную только ему. А в аудитории лектор говорит всем, существует «шум коллективности». Психологическая мотивированность получения знаний при дистанционном обучении выше. Качество и количество получаемого знания от этого только увеличивается.

- Обычный преподаватель и преподаватель в дистанционном обучении – это разные профессии?

- Профессия одна – это учитель. Но отличия в преподавании, подаче материала, конечно, присутствуют. Допустим, есть две одинаковые программы, имеется два одинаковых набора учебных материалов и содержания предметов. Однако, при переходе к дистанционным технологиям передачи этого контента, с ним должны происходить соответствующие изменения. Если один к одному просто оцифровать материал и заставить его читать с экрана без внесения деятельностной части (задач, вопросов и т.д.), интерактивности, других коммуникативных актов с учителем (форум, чат, видеоконференция и т.д.), боюсь, мы дискредитируем таким образом дистанционное обучение. Кроме того, контент должен быть изменен и модифицирован с учетом особенностей психологии и физиологии восприятия материала с экрана монитора. Далее, преподаватель должен знать, как вести себя в форуме, как реагировать на те или иные реплики, какие слова могут явится ядрами конфликтов. Этика коммуникаций вообще и педагогических, в частности, на мой взгляд, может стать отдельным предметом в образовательных учреждениях, готовящих учителей. Это смесь педагогики, этики и психологии, которые должны рассматриваться как единое целое. Безусловно, в аудитории тоже существует определенная этика ведения дискуссии. Но в аудитории вы всегда можете увидеть реакцию и сразу же извиниться, если заметили, что вас не верно поняли.

- В чем заключаются, на Ваш взгляд, особенности учительской профессии?

- Учитель – профессия совершенно уникальная. Учитель является примером жизнесуществования для учеников, а иногда, и для родителей. Эта профессия накладывает на человека много обязательств. Педагог передает знания своим ученикам, и естественным образом учится сам. Педагогу надо не бояться задавать вопросы себе, выслушивать сложнейшие вопросы от учеников и честно отвечать на них, совершать ошибки и всегда быть готовым к метаморфозе превратиться из учителя в ученика. Тем более, что время заставляет его сейчас учиться. Сейчас ко всем прочим обязательствам учителя прибавляются еще и обязательства, связанные с Интернет-образованием и внедрением его в практику.

- С тех пор как Вы победили во Всероссийском конкурсе «Дистанционный учитель – 2002», многое ли изменилось в представлениях о дистанционном обучении, Интернет-образовании в целом?

- Уточню, я занял в конкурсе второе место. Но, Вы отчасти правы, я победил тогда сам себя во многих видах внутренней борьбы.

Понимание возможностей современных информационных технологий с тех пор выросло. Однако, надо быть осторожным в этом вопросе. Может сложиться впечатление, что дистанционные технологии хороши, замечательны, современны, и их должны использовать абсолютно все. Это не так. Технологии должны использоваться уместно и результативно. Если педагог хочет преподавать дистанционно, ему необходимо знать, как это делать. Если он собирается пригласить человека, который будет обучать дистанционно, необходимо скооперироваться с этим преподавателем и понимать, что он делает. Для этого надо почитать статьи, узнать какие есть проблемы, как спланировать дистанционное обучение, как подготовить материал, от чего отталкиваться. В этой связи, мне кажется, веб-технологии как инструментарий учителя должны быть отдельным предметом в педагогических вузах уже сегодня. Кстати, и обязательным предметом курсов повышения квалификации учителя. Педагогика, основанная на удаленных ресурсах, имеющая свои особенности, должна быть понимаема и используема современным учителем.




   
© 2002-2024
Планета образования
www.planetaedu.ru
Ваши предложения мы ждем по электронной почте
webmaster@planetaedu.ru
и по телефону: +7 (495) 545 63 67
Размещение рекламы
info@planetaedu.ru
Телефон: +7 (495) 545 63 67
Renew Design Сделано в Renew